19 ноября 2025 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил на пленарном заседании X Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey-2025 «Путешествие в мир искусственного интеллекта», проходящей в Москве. В своём выступлении глава государства обозначил ключевые приоритеты государственной политики в сфере искусственного интеллекта: развитие суверенных генеративных моделей, создание национального штаба управления ИИ, формирование масштабной инфраструктуры данных и вычислений, а также углубление международного сотрудничества.
Для Института математических исследований сложных систем МГУ имени М.В. Ломоносова (ИМИСС МГУ), чья деятельность ориентирована на математическое моделирование сложных систем, онтологии и инженерии знаний, интеллектуальные системы и стратегические исследования, обозначенные направления формируют важный контекст для развития научных и прикладных проектов Института.
Генеративный ИИ и переход к автономным интеллектуальным системам
Президент подчеркнул, что за последние годы развитие генеративного искусственного интеллекта вышло далеко за рамки вспомогательных инструментов: на базе языковых моделей создаются интеллектуальные помощники-агенты, системы беспилотного транспорта и роботы, способные принимать всё более автономные решения без участия человека.
Такие системы, по его оценке, становятся фактором конкурентоспособности государств и корпораций: они определяют производительность труда, скорость принятия решений и качество управления сложными процессами. В этом контексте ИИ рассматривается не только как технологический ресурс, но и как инструмент формирования информационной и ценностной среды общества.
Технологический и ценностный суверенитет: национальные языковые модели и компетенции полного цикла
Ключевым политическим акцентом выступления стал тезис о недопустимости критической зависимости России от зарубежных нейросетевых систем. По словам Президента, наличие собственных фундаментальных и прикладных языковых моделей, полностью создаваемых и контролируемых российскими специалистами, является вопросом государственного, технологического и ценностного суверенитета.
Президент обозначил задачу формирования полного цикла компетенций в области генеративного ИИ — от разработки архитектур и обучения моделей до их адаптации к отраслевым задачам. Отдельно отмечено, что отечественные продукты крупнейших российских технологических компаний уже входят в число лучших в мире и используются, в том числе, в федеральных коммуникационных форматах (обработка обращений граждан с помощью языковой модели GigaChat в рамках «Прямой линии»).
Национальный план и единый «штаб» по ИИ
В развитие национальной стратегии в сфере искусственного интеллекта Президент напомнил, что к 2030 году совокупный вклад ИИ в ВВП России должен превысить 11 трлн рублей. На этой основе поставлена задача сформировать национальный план внедрения генеративного ИИ — как на уровне страны в целом, так и в разрезе ключевых отраслей и субъектов Российской Федерации.
Важным институциональным элементом этого плана должно стать создание реального «штаба руководства деятельностью в сфере ИИ», обладающего административным ресурсом и полномочиями по постановке задач, контролю их исполнения и координации работы министерств, ведомств и регионов. Существующий аналитический центр при Правительстве РФ, по оценке главы государства, выполняет важную экспертно-аналитическую функцию, но не обладает достаточными управленческими полномочиями.
Уже к марту следующего года федеральные органы исполнительной власти и субъекты Федерации должны представить исчерпывающие сведения о применении ИИ в экономике и социальной сфере. Темпы внедрения технологий искусственного интеллекта будут учтены в ежегодном рейтинге цифровой трансформации регионов, начиная с 2026 года.
Инфраструктура для ИИ: ЦОДы, компонентная база и малые атомные электростанции
Отдельный блок выступления был посвящён инфраструктурным условиям развития суверенного генеративного ИИ. Президент связал масштабирование языковых моделей с необходимостью значительного роста вычислительных мощностей, развитой сети центров обработки данных и устойчивого энергоснабжения.
Сформулированы следующие приоритеты:
- развитие национальной электронной компонентной базы и специализированных решений для ЦОДов;
- реализация совместно с бизнесом программы строительства центров обработки данных для задач ИИ с доступом для стартапов, научных и технологических компаний;
- увязка размещения ЦОДов с развитием энергетической инфраструктуры, включая использование современных угольных мощностей, гидрогенерации и атомной энергетики;
- переход к серийному производству малых наземных атомных электростанций и продолжение строительства ЦОДов на базе крупных АЭС, в том числе с возможностью предложения таких комплексных решений зарубежным партнёрам.
Заявленные планы по строительству 38 атомных энергоблоков в перспективе менее двух десятилетий рассматриваются как фундамент для расширения вычислительных мощностей, необходимых для обучения и эксплуатации отечественных систем искусственного интеллекта.
Регулирование, этика и недопущение социального раскола
Президент подчеркнул необходимость ускоренного снятия административных и правовых барьеров, препятствующих созданию и внедрению отечественных технологий ИИ, при этом предостерёг от избыточной регуляции, которая в ряде стран привела к замедлению инновационного развития. Вместо этого акцент сделан на развитии «мягкого права» — прежде всего, на кодексе этики в сфере искусственного интеллекта и механизмах экспериментальных правовых режимов.
Особое внимание уделено социальному измерению цифровой трансформации: недопустимо формирование узкой группы «суперинтеллектуалов» при одновременной маргинализации широких слоёв населения в роли «операторов по нажатию кнопок». Задача государства — обеспечить широкие возможности использования ИИ большинством граждан и включение технологий ИИ в повседневную трудовую деятельность на всех уровнях.
Международное сотрудничество: ЕАЭС, БРИКС, ШОС и Международный альянс по ИИ
Россия намерена выстраивать совместный контур в сфере искусственного интеллекта с партнёрами по ЕАЭС, БРИКС, ШОС и другим многосторонним форматам. Среди приоритетов — гармонизация законодательства по внедрению ИИ, использование лучших практик, аккумулированных на платформе БРИКС, и реализация совместных исследовательских проектов.
Отдельно отмечена работа Международного альянса в сфере искусственного интеллекта, который осуществляет долгосрочный прогноз развития технологий и их влияния на экономику, общество и социальные институты. Правительству поручено использовать результаты этих исследований для корректировки национальных планов развития отраслей экономики и социальной сферы.
ИМИСС МГУ: научные направления в контексте новой повестки в сфере ИИ
Содержательные акценты выступления Президента напрямую сопряжены с ключевыми научными направлениями ИМИСС МГУ:
- Математические основы анализа сложных систем и имитационное моделирование динамических систем обеспечивают теоретическую и вычислительную базу для исследования сложных технико-экономических и энергетических контуров, включая инфраструктуру ИИ, ЦОДы и распределённые энергосистемы.
- Онтологии и инженерия знаний задают методологию построения формализованных, машиночитаемых моделей предметных областей, стратегий и регуляторных режимов — от кодексов этики до отраслевых стандартов применения ИИ.
- Социально-экономическое моделирование и стратегические исследования позволяют разрабатывать системы индикаторов, сценарные прогнозы и механизмы реализации национальных и региональных стратегий, что особенно актуально в связи с задачей формирования национального плана внедрения ИИ и создания штаба по его реализации.
- Интеллектуальные системы и поддержка принятия решений ориентированы на создание алгоритмов и программных комплексов, обеспечивающих интеллектуализацию анализа данных и выработки управленческих решений, в том числе на основе генеративных моделей и агентных архитектур.
Таким образом, заявленная государственная повестка по развитию суверенного генеративного ИИ, созданию национального штаба и укреплению инфраструктуры, по сути, совпадает с научной специализацией ИМИСС МГУ и открывает дополнительные возможности для участия Института в проектах национального масштаба.
Аналитическая работа ИМИСС МГУ
Группа аналитиков ИМИСС МГУ уже ведёт подготовку специализированного обзора международного опыта реализации крупных стратегических инициатив, включая создание центральных штабов трансформации и специализированных офисов управления достижением результата (delivery units), а также механизмов их взаимодействия с правительствами, бизнесом и научным сообществом.
Отдельный аналитический отчёт, основанный на анализе международной практики реализации стратегий в областях цифровой трансформации и искусственного интеллекта, с акцентом на координационные штабы, инфраструктуру данных, регулирование, внедрение ИИ в отрасли и международное сотрудничество, будет опубликован в соответствующем разделе сайта ИМИСС МГУ.
Справочно
Официальные материалы о проведении конференции AI Journey-2025 и выступлении Президента Российской Федерации:
- Официальный сайт Президента Российской Федерации, раздел «События» — материалы о выступлении В.В. Путина на Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey-2025.
https://en.kremlin.ru/events/president/news/78498 - Официальный сайт Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey-2025.
https://aij.ru/en - Видео выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на пленарном заседании конференции AI Journey-2025 (платформа OK.RU).
https://ok.ru/video/9995766270530 - Научный журнал Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления. Специальный выпуск: технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. 2025. Т. 527, № S. 532 c.
https://elibrary.ru/contents.asp?id=83189186&selid=83189187
Аналитическая группа ИМИСС МГУ продолжит мониторинг и экспертный анализ национальных и международных инициатив в сфере искусственного интеллекта, обеспечивая научно-методическую поддержку проектов, направленных на развитие суверенных ИИ-технологий, инфраструктуры данных и национальной системы управления знаниями.
