С 18 по 20 ноября в Москве прошел Восьмой профессорский форум России, в котором приняло участие более 2000 ученых нашей страны. Форум организован Российским профессорским собранием при поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования РФ для обсуждения подходов к развитию отечественной системы высшего образования и науки в контексте Десятилетия науки и технологий, объявленного Президентом России В.В. Путиным. Пленарное заседание форума, состоявшееся 18 ноября в Конгресс-центре РЭУ имени Г.В. Плеханова, задало идеологическую и содержательную рамку трёхдневной работы. Выступления руководства Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, РАН и РАО были посвящены качеству образования как фактору национальной безопасности, технологическому суверенитету и подготовке современных кадров.
Аналитическая группа Института математических исследований сложных систем (ИМИСС) МГУ имени М.В. Ломоносова провела рассмотрение программы форума и официальных материалов. Выделены ключевые темы, напрямую связанные с научной и образовательной миссией института: развитие математических наук, внедрение искусственного интеллекта в различных областях, формирование цифровой научно-образовательной среды и управление знаниями и интеллектуальной собственностью.
Форум как механизм стратегической координации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко и Министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков подчеркнули, что профессорское сообщество рассматривается государством как ключевой партнёр в обеспечении когнитивного и технологического суверенитета страны, а университеты – как опорные центры разработки и реализации стратегий развития до 2030–2036 годов. В этой логике сложные математические модели, методы анализа данных, онтологии и системы управления знаниями переходят из разряда сугубо академических исследований в инструменты практической политики и стратегического управления.
Для ИМИСС МГУ, чья миссия заключается в разработке и применении математических методов анализа и моделирования сложных систем – от биомедицины и нейротехнологий до экономики и управления, – такая постановка вопросов означает прямой запрос со стороны государства на результаты фундаментальных и междисциплинарных исследований института.
Московский университет и повестка математических наук
Особое место в программе форума заняла секция «Математические науки», прошедшая 20 ноября на механико-математическом факультете МГУ (секция «Физические науки» проводилась в СПбГУ). Мехмат выступил базовой площадкой секции, что подчёркивает роль Московского университета как ведущего центра математических исследований и образования России.
Модераторами секции Оргкомитет форума назначил профессора механико-математического факультета МГУ А.В. Булинского, являющегося председателем Федерального учебно-методического объединения по математике и механике в системе высшего образования РФ, и профессора РУДН А.Л. Скубачевского, научного руководителя Института имени С.М. Никольского.
В данной секции было зарегистрировано более 200 участников из многих регионов России. Следует отметить активное участие ученых мехмата и факультета ВМК МГУ, а также РУДН. Открыл заседание секции декан мехмата член-корр. РАН А.И. Шафаревич. В его вступительном слове была обозначена ключевая тема обсуждения: сохранение и развитие сильной математической школы как необходимого условия технологического лидерства России и подготовки кадров для новых областей – от искусственного интеллекта до квантовых и киберфизических систем. От также напомнил славную историю факультета и отметил важную роль нового потока «Фундаментальная математика и математическая физика».
В рамках секции были представлены доклады известных российских математиков, в том числе:
- члена Президиума РАН академика РАН И.А. Тайманова, посвящённый 200-летию Н.И. Лобачевкого. Он рассказал об основных этапах развития геометрии и связи современной физики с неевклидовой геометрией;
- академика РАН С.И. Безродных, обозначившего подходы к развитию математических наук в Российской Федерации;
- члена-корреспондента РАН М.А. Королёва, затронувшего вопросы преподавания теории чисел и сохранения фундаментальной математической подготовки;
- заведующего лабораторией популяризации математики МИАН РАН Н.Н. Андреева, представившего современные форматы работы со школьниками для развития интереса к науке.
- член-корр. РАН Н.В. Кузнецова, давшего анализ ведущих образовательных программ в области математики и искусственного интеллекта.
Большой интерес вызвали доклады ученых, представлявших некоторые регионы России. Были заслушаны выступления заведующего кафедрой высшей математики МФТИ профессора Г.Е. Иванова (Московская область), проректора по образовательной деятельности Казанского (Приволжского) Федерального университета профессора Е.А. Туриловой (Казань), декана математического факультета Воронежского государственного университета профессора М.Ш. Бурлуцкой (Воронеж). Докладчики остановились на сложных проблемах региональных вузов таких, как повышение уровня поступающих в университеты, сохранение потенциала научных школ.
Завершающую двухчасовую дискуссию по проблемам науки и образования в области математики провёл член Президиума РАН академик РАН Р.И. Нигматулин. Он отметил, что для технологического суверенитета страны необходимо по крайней мере удвоения тех трех процентов ВВП Российской Федерации, которые в бюджете страны выделяются на развитие науки и образования. В выступлениях участников дискуссии прозвучал ряд предложений по подготовке студентов и аспирантов в связи с реализацией шести пилотных проектов, а также по созданию кадрового резерва для высшей школы, по повышению престижа профессорско-преподавательского состава университетов, по воспитанию молодежи. Была подчеркнута ведущая роль Московского университета во главе с его ректором академиком РАН В.А. Садовничим.
Для Института секция на мехмате МГУ стала важным подтверждением того, что стратегия развития математических наук в стране неразрывно связана с задачами анализа и управления сложными системами, которые лежат в основе деятельности ИМИСС.
Искусственный интеллект в естественных и технических науках
Знаковым блоком программы форума стали секции, посвящённые искусственному интеллекту в естественных и технических науках и его интеграции в образовательный процесс.
На базе Санкт-Петербургского государственного университета прошла секция «Биологические науки. Искусственный интеллект в науке и образовании». В её работе приняли участие деканы биологических факультетов ведущих университетов и ведущие учёные в области нейронаук и когнитивистики. Особое место заняли выступления, связанные с:
- применением методов машинного обучения и анализа больших данных в биологии и биомедицине;
- моделированием когнитивных процессов и функционирования мозга;
- развитием нейрокомпьютерных интерфейсов и обсуждением этических и правовых аспектов нейротехнологий.
Доклады профессора МГУ Александра Яковлевича Каплана, посвящённые нейроинтерфейсам и возможностям прямого взаимодействия мозга и вычислительных систем, напрямую пересекались с направлениями исследований ИМИСС в области анализа нейрокогнитивных систем, биомедицинского моделирования и этики нейротехнологий.
В техническом блоке форума, проходившем на базе РЭУ имени Г.В. Плеханова, обсуждались вызовы и перспективы внедрения искусственного интеллекта в промышленность, экономику и систему высшего образования. Речь шла о переходе от технологической эйфории к системной работе над надёжностью, безопасностью и верифицируемостью ИИ-систем, о новых требованиях к подготовке инженеров и о роли университетов как центров компетенций в области ИИ.
Для ИМИСС МГУ эти дискуссии важны в контексте работы по разработке математических и методологических основ доверенного искусственного интеллекта, систем поддержки принятия решений, а также по моделированию сложных техносоциальных систем, включающих взаимодействие человека и ИИ.
Цифровая среда, управление знаниями и интеллектуальной собственностью, оценка науки
Отдельные секции форума были посвящены формированию современной цифровой научно-образовательной среды, управлению интеллектуальной собственностью и совершенствованию систем оценки научной деятельности.
На секции, посвящённой цифровой среде и управлению интеллектуальной собственностью в университетах, обсуждались:
- создание и развитие цифровых реестров результатов интеллектуальной деятельности;
- вопросы правовой защиты цифровых объектов и ИИ-созданного контента;
- модели коммерциализации университетских разработок и взаимодействия с индустрией.
Секция по оценке научной деятельности и наукометрии затронула поиск новых, более сбалансированных моделей оценки результатов научного труда, учитывающих специфику междисциплинарных и долгосрочных проектов, а также необходимость развития национальных систем метрик и рейтингов.
Эти темы прямо коррелируют с работами ИМИСС МГУ в области онтологической инженерии, построения национальных платформ управления знаниями и разработки математических моделей оценки функционирования научно-образовательных систем. Проекты института, связанные с созданием онтологически основанных корпусов знаний и инструментов анализа сложных сетей взаимодействия учёных, организаций и технологий, могут служить основой для нового поколения систем управления интеллектуальной собственностью и научной аналитики.
Значение форума для ИМИСС МГУ и дальнейшие шаги
По итогам VIII Профессорского форума можно выделить несколько ключевых сигналов для ИМИСС МГУ:
- укрепление роли фундаментальной математики как основы для разработки моделей сложных систем, искусственного интеллекта и цифровых платформ;
- возрастающий запрос на междисциплинарные исследования на стыке математики, естественных наук, экономики и гуманитарных дисциплин;
- формирование повестки цифрового и когнитивного суверенитета, в которой систематизация знаний, создание национальных корпусов данных и разработка доверенных ИИ-систем становятся приоритетными задачами;
- ориентация на долгосрочные стратегии развития науки и образования, требующие применения строгих методов прогнозирования и сценарного анализа.
ИМИСС МГУ рассматривает материалы форума как важную точку опоры для уточнения собственных исследовательских и образовательных треков – в том числе в направлении математических основ искусственного интеллекта, биомедицинского и социо-экономического моделирования, разработки национальных платформ управления знаниями и инструментов оценки устойчивости сложных систем.
Справочно
Официальные материалы о проведении VIII Профессорского форума «Наука и образование: стратегии развития» размещены:
- на сайте Правительства Российской Федерации:
http://government.ru/news/56966/ - на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/99069/ - На фото: Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков вручил ректору Донецкого государственного университета профессору С.В. Беспаловой диплом «Ректор года» в номинации «Классические вузы».
Аналитическая группа ИМИСС МГУ продолжит мониторинг и экспертный анализ федеральных инициатив в области науки и образования, обеспечивая научно-методическую поддержку проектов, нацеленных на развитие национальной системы управления знаниями и технологический суверенитет Российской Федерации.
